Александр Трохачёв
…Весна. Время активизации строительства и продаж строительной техники. Сегодня мы поговорим о том, что происходит на рынке самосвальной техники, и попробуем найти самые доступны по цене автомобили. Искать будем в Москве, Санкт-Петербурге и в городах, где расположено производство самосвалов.
Как дорожали КАМАЗы
На этот раз — в сторону рекламные проспекты, прайс-листы официальных дилеров, сведения торговых центров. Будем искать данные о продаже техники, не выходя из офиса, в российском разделе Интернета. Картина здесь пестрая, как цветные стеклышки калейдоскопа. Без проводника легко заблудиться, с вашего позволения, эту роль я возьму на себя.
Первое, что может удивить и ввести в заблуждение человека непосвященного — цены, отставшие от жизни. На сайтах некоторых компаний данные по продаже техники не обновлялись с 2005 года! С одной стороны, интересно сравнить цены того периода с нынешними. Но и без анализа ясно, что стоимость самосвалов выросла. Причем дорожали и отечественные грузовики, и автомобили производства Белоруссии и Украины.
Самый востребованный на российском рынке самосвальный бренд — конечно же, КАМАЗ. Техника этой марки дорожала темпами, опережающими официальный уровень инфляции. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, в 2007 году уровень инфляции достиг 11,9%. Лишь немногие модели Камского автозавода удержались в указанных рамках. Например, четырехосный КАМАЗ-6540-013-10, по моим наблюдениям, за год подорожал на 5% (+84,5 тыс. руб.). Чуть медленнее в процентном отношении поднималась цена на КАМАЗ-6522-027: 4,3% (+104 тыс. руб.). Как видите, изменения в прайсе внушительные. За 12 месяцев на 8,6% вырос денежный эквивалент КАМАЗ-6520-026-06 с трехсторонней разгрузкой: вместо прежних 2 123 тыс. руб. в феврале 2008-го он стоил 2 305 тыс. руб. (+182 тыс. руб.). Почти на 10% повысилась стоимость КАМАЗ-6520-006 — с 2 032 тыс. руб. до 2 236 тыс. руб. На 204 тыс. руб. взлетела ценовая планка для КАМАЗ-65115-017, это составило 13%. Вровень с инфляцией, в среднем по одному проценту в месяц, «тяжелел» в цене КАМАЗ-6520-028-06: он набрал «лишних» 274 тыс. руб. — до 2 360 тыс. руб.
В процентной лихорадке продавцы переписывали ценники на ряд самосвалов из Набережных Челнов ежемесячно, обгоняя темпы инфляции. Скажем, КАМАЗ-45142-010-15 с трехсторонней разгрузкой стал дороже на 12,4% (+185 тыс. руб.). На 15,3% (+208 тыс. руб.) повысилась стоимость КАМАЗ-45143-013-15 с боковой разгрузкой. Внушительную сумму 270 тыс. руб. (+16,6%) приходится дополнительно выкладывать покупателям за КАМАЗ-65111-012 с задней разгрузкой. Но были и лидеры роста. Например, полноприводный КАМАЗ-45141-011-10 за календарный год подорожал на 299 тыс. руб. или на 21%! Ощутимее стала «кусаться» цена на КАМАЗ-55111-015-15 (6×4): она выросла на 320 тыс. руб., или на 23,7%. И это не рекордсмены ажиотажного спроса.
В таких условиях отследить текущую динамику рыночной стоимости самосвалов сложно. Анализ интернетовских цен показывает, что разница на одну и ту же модель может составлять 60 тыс. руб. и больше. Правда, у продавцов есть масса уловок для привлечения внимания покупателей. Неспроста под таблицами с указанием стоимости машин нередко приводятся ссылки вроде такой: «Цены указаны при доставке техники под заказ. На технику, находящуюся на стоянке, цена может быть изменена». Проще говоря, указанные суммы не являются основанием для заключения сделки — они «справочные».
МАЗ и другие
Высокий спрос на белорусские самосвалы также вынуждает корректировать их рыночную стоимость в сторону увеличения. Кстати, разброс цен у конкурентов не так велик, как по отечественным автомобилям. Иногда он составляет 5-6 тыс., особенно если речь идет о машинах класса 4×2, например, МАЗ-5551 А2-325. А максимальную разницу на одну и ту же модель я обнаружил на примере МАЗ-5516 А5-371 (6×4) — она составила 130 тыс. руб. Любопытно, что если по российской технике предложений со стоянки в Набережных Челнах (КАМАЗы), Челябинске («Уралы») немало, то по белорусской и украинской предложений о самовывозе из Минска и Кременчуга негусто.
Предложение МАЗов и КрАЗов зачастую виртуальное. На сайтах рекламируются автомобили, которых в наличии на российских стоянках нет. Поставки этой техники осуществляются через полтора-два месяца после размещения объявления. Скажем, в середине февраля публикуется анонс, что МАЗ-5516 А5-380 ожидается на стоянке в Москве 30 апреля. Говоря о стоянках в городах, где расположены заводы по выпуску самосвалов, следует иметь в виду, что стоимость техники там может существенно отличаться от предлагаемой в конкретном регионе. Разница порой существенна — десятки тысяч рублей. Но чаще всего за минусом расходов на перегон цены «дома» и «в гостях» теперь вполне сопоставимы.
Рассматривая цены на технику производителей, важно не просто заглядывать в графу «Розничная цена», но и обращать внимание на спецификацию. Один и тот же самосвал как, например, МАЗ-5516 А8-336 может иметь и двух-, и трехстороннюю разгрузку. В первом случае автомобиль окажется на 290 тыс. руб. дешевле. На цену влияет даже такая, казалось бы, мелочь, как тип установленного оборудования. Например, «Урал-583104» (6×4) с гидроцилиндром «НефАЗ» на 29 тыс. руб. дешевле, чем итальянской фирмы Binotto. А на модели «Урал-583106» «8×4» эта разница еще заметнее — 59 тыс. руб. Внимательность нужна и при сравнении индексов: всего одна цифра может свидетельствовать о существенной разнице в комплектации и цене. Пример: «Урал-63685-0010» на 90 тыс. руб. дороже «Урала» модели 63685-0110, поскольку его кабина оборудована двухместным «спальником».
В денежном эквиваленте скромнее других марок, пожалуй, ЗИЛ: эти машины дорожали чуть медленнее. И это при том, что ЗИЛ — один из немногих производителей самосвалов малой грузоподъемности. Разница цен конкурентов на одни и те же модели — от 15 до 70 тыс. руб. Самые выгодные предложения иногда поступают от частных лиц: нередко они привлекательнее конкурентных на 30-50 тыс. руб., но поди угадай, что там за продавец…
Аренда и б/у — не панацея
Практика показывает, что аренда — не панацея. Да, в каких-то случаях она спасает положение или временно решает проблему, но далеко не всегда. На начало весны текущего года аренда 25-тонного отечественного самосвала тянула на 1300-1500 руб. в час. Для сравнения: аренда импортного аналога — от 1600 руб. в час. В стоимость аренды включена заправка дизельным топливом. При заказе техники на длительный срок предусмотрены скидки. Безусловно, это позволяет экономить определенные денежные средства, но не нужно забывать, что аренда сопряжена с долей риска и отсутствием свободы выбора. А ведь потребность в переброске техники на другой объект может возникнуть совершенно внезапно, и что тогда?..
Предложений самосвалов с пробегом — пруд пруди. Но что-то не видно очередей из желающих их приобрести. Может, дело в цене? Шестилетний КАМАЗ-55111 с пробегом 60 тыс. км предлагается за 24,2 тыс. у.е. А 15-летний КАМАЗ-55111 с пробегом в полмиллиона километров предлагается за 14 тыс. у.е. Рядом размещено объявление о продаже такого же самосвала, но 1989 года (на 3 года старше) с подозрительно малым пробегом в 170 тыс. км по цене на 680 у.е. больше. Надо ли говорить, что при пробеге в 12,5 экваторов Земли из грузовика выжали все что можно. Насколько его хватит и не сломается ли он в первом же рейсе — кто же даст такие гарантии… Очевидно, в расчете на чудака публикуется объявление о продаже ЗИЛ-ММЗ-42021 доперестроечного 1983 года выпуска с пробегом 348 тыс. км за 7000 все тех же «у.е.». Неудивительно, что на сайте даже нет фото этого чуда техники…
В Интернете много объявлений о самосвалах без пробега, которым от роду уже 5-7 лет. Цены на технику 2002 г. в. такие: «Урал-55571-40» — 1 380 тыс. руб., КАМАЗ-452801 «Автомастер» — 28 тыс. у.е. Где хранились эти автомобили столько лет и что это за странный вид инвестиций — сказать затрудняюсь. Но по возможности лучше не испытывать судьбу и покупать действительно новый автомобиль. Для тех, кто хочет сэкономить, продолжим поиск подержанных «строителей».
МАЗы с пробегом тоже ценятся недешево. Например, МАЗ-5551 (4×2) 1997 г. с пробегом 120 тыс. км продается за 21,8 тыс. у.е. Та же модель выпуска 1998 года с пробегом в 90 тыс. км предлагается за 10,2 тыс. у.е. Но вы поверите в то, что за 10 лет самосвал эксплуатировался всего по 9 тыс. км в год?! Вот и я не верю! А как вам МАЗ-5551 времен СССР (1991 г.в.), без пробега, за 6,5 тыс. у.е.?! Любопытно, в каком музее он хранился… Кстати, на том же сайте аналогичный самосвал, но с пробегом 250 тыс. км выставлен на торги уже за 16 тыс. у.е. Выходит, на рынке два дурака: один хочет подороже продать, другой… Впрочем, вы и сами знаете.
Экспресс-прогноз
…Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что если экономика его страны пострадает от замораживания 12 млрд. долларов усилиями Америки на международных счетах, он прекратит поставки сырой нефти в США. И дал понять, что поспособствует тому, чтобы цена черного золота подскочила до $200 за баррель. Казалось бы, при чем тут Венесуэла и нефть! А ни при чем, как и кризис ипотечного кредитования в Штатах. Только от этих «ни при чем» почему-то россиянам становится все труднее. Растут цены на продовольствие, на потребительские товары и услуги. В феврале, например, было объявлено, что в течение 2008 года стоимость недвижимости в Москве поднимется еще на 25-30%. Казалось бы, куда уж больше?! А впереди — повышение зарплат бюджетникам, посевная, да мало ли чего еще…
Самосвальная техника — не сырая нефть и не продукты питания, но и она будет дорожать. Вопрос в том, какими темпами. На взгляд финансовых аналитиков, рост цен будет сопоставим с темпами инфляции. Но внутренний голос подсказывает, что такой прогноз — в пользу бедных. Дефицит самосвальной техники приведет к тому, что она будет дорожать еще стремительнее.